Записки заводчика. С чего все начиналось (1).
Я часто вспоминаю тот теплый день в конце августа 1991г. Татоше было уже 11 лет.
Мы вешали белье. Да-да именно МЫ.
Веревка была натянута высоко, чтобы повесить белье, нужно было притянуть ее пониже, но тогда невозможно было дотянуться до тазика, в котором оно лежало. Поэтому обычно мы выходили вдвоем с кем-нибудь из детей или с мамой: один подавал, другой вешал. Все ругались, но ни у кого не доходили руки изменить положение. Но речь сейчас не об этом.
В тот день дома никого не оказалось: дети в садике, мама на работе, вот и пришлось просить Юту.
Поставив на землю таз с бельем и коробочку с прищепками, я дотянулась до веревки.
- Татоша, подай тряпку, - попросила я собаку.
Именно попросила - командный тон в наших отношениях применялся только если я была чем-то очень недовольна.
Юта встала, подошла к тазу, взяла в зубы тряпку и подала мне.
- А теперь прищепку.
Сунув морду в обрезанный молочный пакет, Юта вытащила прищепку и сунула мне в руку...
- Тряпку...
- Прищепку... Ай, молодец, спасибо!..
Спустя какое-то время Татоша начала ошибаться. Тогда я говорила:
- Не то, - и она возвращала предмет на место: белье в таз, прищепку в коробочку - и исправляла положение.
Таз был большой, белья много, а Татоша к тому времени пережила многих своих сверстников. Она устала, ей хотелось просто погреться на солнышке или пойти искупаться, но она честно помогала мне по хозяйству.
До сих пор вспоминаю: теплый свет предвечернего солнца, нагретая стена дома, кружевные тени деревьев и старую собаку - нежно любимую, горячо уважаемую и просто очень красивую.
Я еще не знала, что нашей дружбе осталось совсем немного - 1 сентября ее не станет.
***
Татоша появилась нашем доме в год московской Олимпиады и ее прибытие стало поворотным моментом в моей жизни.
Я выросла с собаками, моей первой был старенький фокстерьер Кутька, стоически терпевший все мои домогательства. Я наряжала его в свои платья, из которых выросла, сажала в коляску и катала по двору, а он все терпел и никогда не возмущался. Потом были разные собаки, все дворняжки, разных размеров и характеров, а потом...
Потом я встретила Его - человека, ставшего моим мужем.
У него была собака - восточно-европейская овчарка Лика. Она стала моей наставницей, поскольку знала гораздо больше меня. А вы думаете, учить можно только собаку? Ничего подобного! Мы учим собак, а они учат нас. Что было непонятно, объяснял муж.
Так мы и жили.
А потом муж предложил завести вторую собаку, поскольку Лика была уже взрослой и слишком много знала.
Птичий рынок... Место легендарное. С ним связано множество историй: от трагических, до анекдотов. Здесь и по сей день можно купить все, что угодно: От Чемпиона породы до белого медвежонка, которого вам предложили как хомячка.
Два щенка ползали по асфальту у ног мужчины. К подброшенному спичечному коробку один отнесся равнодушно, зато другой подошел, понюхал и принялся его грызть.
- Девочка? - мужчина кивнул.
- Вот ее и возьмем, - решил муж.
Так и вошла в мою жизнь моя судьба - в виде щенка, похожего на плюшевого мишку, с серьезным взглядом карих глаз.
Она проживет большую жизнь, станет живой легендой, "ипподромным бойцом" - участником и Победителем смотров-соревнований и просто соревнований по ОКД-ЗКС - от площадочных до городских, - наглядной агитацией, нянькой и первым другом моих старших детей, моим ангелом-хранителем, с нее начнется питомник и именно ее характер, так стойко передающийся из поколения в поколение станет фирменным знаком этого питомника.
Легенда о необучаемости кавказов существует столько же, сколько существует убежденность человека в том, что "собака должна"... Мой муж, к тому времени уже не новичок в кинологии, решил опровергнуть эту глупость. Судьба сложилась так, что воплощать задуманное пришлось мне.
Наши первые шаги не были легкими. Главная сложность кавказьего характера - независимость и самостоятельность.
Если для немца, ризена, боксера и других "европейцев" авторитет хозяина существует изначально и не подлежит сомнению, то у кавказа с субординацией плохо - чтобы заработать этот самый авторитет приходится доказать щенку, чо вы имеете на это право: что вы можете и хотите взять на себя ответственность за себя и за него, что ваши требования справедливы, необходимы и вы готовы настаивать на их выполнении.
Доказательства эти не должны быть представлены только в виде наказаний и колотушек. Вам приходится быть хитрее и изворотливее собственного щенка, успеть догнать, развернуть, похвалить, отругать, вытащить из пасти законно подобранный кусок "добычи", пресечь бунт в зародыше, настоять на подходе по команде, иногда встав для этого на четвереньки, - и все это в течение одной коротенькой прогулки.
Татоша, она же Юта (урожденная Рада) была упряма, обидчива и самостоятельна. Не раз можно было наблюдать, как через двор шествует щенок, спокойно заходит в подъезд, поднимается по лестнице... И лишь спустя какое-то время появляется хозяин (или хозяйка) с видом рассерженным и тревожным... Прятаться от нее было бесполезно - у щенка тут же находилось занятие: вокруг ползали жуки и ящерицы, летали птицы и насекомые; ну, а если что - можно просто пойти домой.
Сколько раз мне приходилось возвращать ее из самостоятельных походов! Прогулочная компания наша была большой, дружной и многопородной: ротвейлер, два дога, два "восточника", черный терьер, пудель, еще кавказец и мы ("восточница" Лика и Юта).
Собаки были примерно одного возраста. По неписанному закону драки между собаками наказывались хозяевами обеих сторон. Строгие ошейники на прогулку не надевались или снимались на месте сбора.
О "строгачах" хочется сказать отдельно. Ими пользовались столь же активно, как сейчас, наивно полагая, что это поможет справиться с плохо воспитанной псиной. Но появление на месте выгула собаки в парфорсе было не просто дурным тоном, - можно было и на неприятности нарваться. Как-то "отловили" наши собачники дяденьку, упорно не желавшего внять доброму совету: или сменить на своей собаке ошейник, или поменять место прогулок, - и сняв с его пса этот самый "строгач", слегка поколотили хозяина. Помогло.
Прогулки в таком коллективе имели массу преимуществ. Собаки учились общаться, хозяева - следить не только за своим питомцем. Кроме того, у каждого был свой опыт в воспитании и дрессировке, коим он и делился по мере сил и возможностей.
Ни для кого не секрет, что подход по команде - одна из самых первых и насущных проблем любого собаковода, а для начинающих это порой тупиковая ситуация. Так вот, в компании это решалось просто: удирающего воспитанника перехватывали хозяева остальных, и грозно вопрошая "Где хозяин?" гоняли бедолагу до тех пор, пока тот не находил спасение в ногах любимого хозяина. И, упаси Боже, никаких грубостей! Максимум для особо упорствующих - щелчок поводком-брезентушкой по заду. Вся фишка состояла в грозном голосе и настойчивости, ну и собачий коллективчик с упоением помогал пригнать ослушника.
Поджирающихся по кустам сильно оголодавших хвостатых тоже поджидал неприятный сюрприз в виде рогаток, имевшихся у мужской половины нашей компашки. Иногда устраивались провокации: кто-нибудь шел впереди и разбрасывал на дороге кусочки лакомства, а остальные пристально контролировали своих собак на предмет собирательства.
Хитрая Татоша невозмутимо проходила "опасный" участок, даже не принюхиваясь, но на следующий день исчезала и возвращалась весьма довольная. Проследив маршруты ее отлучек, выяснили, что она проверяла вчерашние "закладки", собирая то, что не успели растащить представители местной фауны.
Проходя по "маршруту" прогулки, мы между делом учили собак приемам общего курса. Особенно это помогало поставить выдержку - собаку сажали (ставили, клали) и, отдав поводок кому-нибудь из членов компании, стоявшему за собакой, отходили. Не нужно было оглядываться - напарник сразу окликнет, если собака поменяла положение, а если попыталась "сорваться", он ее останавливал, оставалось только бегом вернуться и все исправить.
Потом, когда курс ОКД был пройден и началась ЗКС (защитно-караульная служба), мы все вместе учили собак выборке: на снег выкидывались варежки и перчатки. Поначалу собаки выбирали "свои" (в смысле - хозяйские), а по мере освоения навыка им давали выбирать чужие, забрасывая одну варежку в круг, а вторую давали занюхать.
Занимались мы на разных площадках, что только обогащало общий опыт, поскольку не секрет, что у разных инструкторов разные методики. Представляете, какой простор для выбора! Занималисьпоначалу не подолгу, поскольку молодым собакам быстро наскучивали нудные повторы и они теряли интерес к учебе. Постепенно продолжительность "уроков" и их частота увеличивались. В конце концов пропущенная тренировка стала восприниматься как нанесенная обида или недостаток внимания. Лакомство не особо привлекало Юту, гораздо больше она ценила похвалу.
(продолжение будет)
Подпишитесь на группу «Кавказская овчарка»
и получите возможность читать самые интересные материалы:
Подписаться на группу
Смотрите также
Дело было еще в перестроечные времена.
Пошла я ночью собак выводить... Читать далее»
Пошла я ночью собак выводить... Читать далее»
Группы такой пока нет, поэтому пишу в общую... Читать далее»
Комментарии:
Написать комментарийКажется, не только собаки утрачивают навыки коммуникации, но и люди...
Нас на днях с Клепой обвинили, что мы на ребенка лаяли. Самое обидное, что во дворе она молчит и вообще, подмышкой едет во избежание конфликтов. оказалось мало... За чужие грехи отвечаем
В реальной жизни трудно с людьми иду на котакт
я когда со своей занимаюсь ко мне не только просто прохожие подходят, но и собачники: а за чем вы это делаете?
Очень надеюсь, что не обидела.
вот этого то как раз и не понимают. ну собака она и есть собака, для чего ее всему учить. сидеть-лежать знает и то хорошо!
А вам даже завидую, это хорошо, когда у мужа и жены одно дело, одно увлечение.
А события, которые описываются, произошли без малого сорок лет назад.
еще и такие остались...
а я вот дома одна помешанная на собаке....
Если интересно, расскажу об этом отдельно.
Все просто и очень грустно: телегу поставили впереди лошади - форму сделали главнее содержания. Любая порода создавалась под определенные цели и задачи: охотники под гон, нору или поднос дичи, пастухи - под гуртовку, охранники - под охрану стада... И если условия работы и климатические зоны совпадали, внешние данные пород становились похожи: мареммы, кувачи, подгалянцы, чувачи - похожи, аки братья. И были похожи изначально, потому как просто лоскуты одного "одеяла". Испанские мастифы-приотарники до сих пор практически неотличимы от среднеазиатов. Можно не одну страницу исписать, перечисляя сходства родственных пород. И это не самая большая беда. Главная беда в том, что увлекшись формой, люди стали ЦЕЛЬНУЮ собаку "разбирать" на отдельные недостатки и пытаться от них избавиться. Каждая выставка "откусывает" от породы очередной кусок. Генофонд тает, как шагреневая кожа. А радеющие за породу еще и мечтают о "модельном", "отборном" и т.п. разведении - ни на секунду не задумываясь о бедах, которые валят на породы.
И вот тут я скорее за "разведенцев" - они со своим неведением и нежеланием что-либо знать, помогают сохранить того ребенка, которого заводчики готовы выплеснуть вместе с водой.
Очень хочется возвращения телеги и лошади на их исконные места (и это уже не только о кинологии)
С нетерпением жду продолжения...........
а это что?
Но какое это отношение имеет к психике? У таких она чаще всего вполне нормальна, зато соображалка работает на всю катушку - вот это и создает неудобство для владельцев - своими извилинами заставляет шевелить.
это да!!! мозги работают!
Сейчас некоторые начали умнеть - титулы ушли на второе и далее места, а во главу угла встали другие ценности.
А если серьезно, то расшифруйте вопрос, пожалуйста.
сейчас смотрю все ходят с миниками. увидеть нормального Йорка сложна. теперь и на шпицев перешли. мне кажется столько с ними проблем. больше скорее со здоровьем. все такие меленькое. Одно днло взять кровь у кавказци или у какого то миника...
это чисто риторически, так... поболтать...
на улице многие пристают, какая у вас порода.