Опубликовала Кошка64
в группе Разговоры обо всем
ДЕД МОРОЗ ВОШЁЛ В НАШ БЫТ - ЗНАЧИТ - СКАЗКЕ ПУТЬ ОТКРЫТ. ИЗ ИСТОРИИ ДЕДА МОРОЗА В РОССИИ.
История Деда Мороза в России- уникальный культурный феномен. Она вырисовывались на протяжении многих лет. Одно из предположений появления волшебника-дарителя на русской почве и включение его в массовое сознание тесно связано с широким распространением в России в начале XX века рождественских и новогодних открыток.
Но в ряде изданий утверждали, что прообразом современного Деда Мороза является дохристианский жестокий холодный дух. Он у древних славян носил имя Студенец, Трескун, Морозко, Карачун - суровый повелитель зимней стужи и метелей.
По поверью от него зимой исходила большая опасность. Поэтому надо его умилостивить, что и делали славяне в обрядах. Современная энциклопедия отрицает типологические совпадения Деда Мороза и Деда Трескуна.
Реальный прообраз Деда Мороза, в котором угадываются черты современного волшебника, впервые появился в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». В 1840 году вышла книга писателя «Сказки Дедушки Иринея», в состав которой вошла сказка с "морозным" персонажем.
Эта сказка о двух девушках с именами Рукодельница и Ленивица. Рукодельница ненароком обронила ведро в колодец и полезла за ним. А в этом колодце были чудеса! Печь с вкусными пирогами, яблонька с золотыми яблоками, а хозяином оказался Мороз Иванович. Рукодельница стала помогать добросердечному дедушке по хозяйству и получила от него хорошую награду по возвращении домой. Ленивица тоже решила спуститься в колодец, но трудиться не любила и ничего не получила. Эта сказка учит детей, да и взрослых воспитанию в себе вежливости, трудолюбия, уважения к старшим. Исследователи утверждают, что на страницах книги перед нами впервые предстает узнаваемый добрый и справедливый волшебник.
«Мороз Иванович» Одоевского в ХIХ веке многократно издавался. Добрый волшебник из сказки Одоевского оказал большое влияние на формирование образа Деда Мороза. А образ Мороза Ивановича с полным основанием стали считать прототипом современного Дедушки Мороза.
На рубеже XIX-XX веков образованная часть русского общества знакомилась с поздравительными открытками, среди которых заметное место занимали рождественские. Красочно оформленные, они быстро стали необыкновенно популярными.
В книге Марии Чапкиной «Русская рождественская и новогодняя открытка» приводится такой факт: «В Рождество 1909 года и Новый 1910 год петербуржцы обменялись 10 миллионами поздравлений».
Культура поздравления с помощью открытки проникла во все слои образованного общества.
На почтовых миниатюрах массово появлялись изображения Деда Мороза.
Претерпевал изменение и внешний облик дарителя сказочного новогоднего настроения. На отечественных рождественских открытках он часто появляется в одежде простого русского крестьянина в валенках, полушубке и простой меховой шапке. Например, таков образ Дедушки Мороза был на открытках художника А. Лаврова.
Кроме того, характер и поведение волшебника тоже изменились по сравнению с литературным Морозом. Чтобы с ним встретиться, не надо было "попадать" в потусторонний мир. Он сам приходит на светлый праздник Рождества и приносит кучу подарков и новогоднюю елку.
Вскоре началась первая мировая война, и стране стало не до праздничных ритуалов.
После Октябрьской революции, по отзывам современников, новогоднюю елочку любил вождь пролетариата В. И. Ленин и даже принимал участие в праздновании Нового года вместе с детьми в Сокольниках. Доброго Дедушку Мороза заменили на еще более доброго, "самого человечного человека Дедушку Ленина".
Но с 1927 Дед Мороз и новогодняя елка вдруг попали под запрет. Ведь Дед Мороз являлся одним их символов Рождества, а, значит, ему было не место в стране, официальной идеологией которой являлся атеизм, - такие мысли, возможно, появились с чьем-то воспаленном воображении.
Впрочем, существует множество воспоминаний, свидетельствующих о том, что многие люди эти запреты обходили. Елки для детей устраивались, только в тайне от чужих глаз. А с ролью Дедушки Мороза отлично справлялся отец семейства или очень близкий человек.
В декабре 1935 года елка, а с нею и Дедушка Мороз, как главный герой новогоднего праздника, были неожиданно реабилитированы. В газете «Правда» 28 декабря 1935 года была опубликована небольшая заметка за подписью второго секретаря ЦК компартии Украины Павла Постышева. Он предложил организовать для детей хорошую елку. Как предполагают, инициатива исходила от первого лица страны - Сталина. Предполагают так, что на верху решили сначала посмотреть, что выйдет из этой затеи. Поэтому доверили высказать предложение провести елку далеко не самому важному лицу в партии.
30 декабря «Правда» поместила фотографию улыбающихся детей, рассматривающих елку в витрине магазина. Во всех газетах писалось о грандиозных елках, которые засверкают в московских парках культуры и отдыха, и о тысяче елок, которые пройдут в разных городах страны.
Впервые 15-метровая новогодняя лесная красавица была установлена 25 декабря 1938 года в Колонном зале Дома Союзов СССР. Украшали ее 10 000 елочных игрушек. С тех пор государственная елка стала Главной елкой страны.
Именно в 1938 году вместе с Дедом Морозом появилась Снегурочка, объявленная его внучкой.
Позднее Главная елка страны переехала в Государственный Кремлевский Дворец и ежегодно стали проводить праздник - Главная кремлевская новогодняя ёлка страны.
Костюм Деда Мороза за прошедшее время постепенно эволюционировал в сторону более богатого оформления. Крестьянский тулуп стал в XXI веке боярской шубой.
В руках у Деда Мороза - волшебный посох, с помощью которого он творит чудеса.
Дед Мороз в Великом Устюге –это ужу новая страница в истории волшебника.
С 1998 года по инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева был реализован проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза», с соответствующим государственным финансированием.
Так дед Мороз стал популярной медийной персоной, который в любое время года принимает гостей и сам является частым гостем на различных праздниках и фестивалях.
По разным оценкам, сегодня количество туристов, посещающих Великий Устюг, в годовом исчислении приближается к 300 тысячам. Устюг становится настоящей "меккой", где организуют многочисленные детские фестивали, конкурсы и соревнования областного, всероссийского и международного уровня.
Появление в Великом Устюге морозного волшебника дало толчок к стремительному расселению на просторах России многочисленных региональных и национальных Дедов Морозов и других зимних сказочных персонажей. В регионах появляются свои зимние герои со своей региональной или национальной спецификой.
Возникает некая иерархия сказочных персонажей, друзей великоустюгского Деда Мороза - Кыш Бабай из Татарстана, Тол Бабай из Удмуртии, Ямал Ири из далекого севера, карельский Морозец Паккайне, Чысхаан из Якутии, байкальский Дед Мороз, Мороз Добродеевич из Соснового Бора, вятский Дед Мороз, Девица Метелица из Вятских Полян, архангельский Снеговик, Матушка Зима из Яренска и многие другие зимние и не зависящие от времени года сказочные персонажи.
Словом, история Деда Мороза интересна и увлекательна. Она продолжает создаваться на наших глазах.
При подготовке использована «Энциклопедия Деда Мороза».
Подпишитесь на группу «Разговоры обо всем»
и получите возможность читать самые интересные материалы:
Подписаться на группу
Смотрите также
Дорогие мои, здравствуйте!
Позавчера, проходя мимо мусорки, заметила рыженького котёнка... Читать далее»
Позавчера, проходя мимо мусорки, заметила рыженького котёнка... Читать далее»
Сегодня у нашей любимой Мариночки (karlita) День Рождения... Читать далее»
Комментарии:
Написать комментарийСпасибо, Ира, за исторический экскурс!